«Школьная служба примирения
как ресурс формирования бесконфликтной среды
в образовательной организации»
Абсолютно очевидно, что сегодняшние проблемы нельзя решить
без успешно организованного взаимодействия
У.Беннис, Б.Нейнус
Современная школа является одним из важнейших институтов социализации. И это не случайно. В период обучения в школе ребёнок осваивает большое количество социальных ролей, учится жить среди людей в соответствии с нормами морали и права. Не всегда этот процесс проходит безболезненно. Школьная жизнь не обходится без возникновения конфликтных ситуаций. Школьники, как активно развивающиеся и субъекты конфликтуют между собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и по поводу обучения в школе между родителями и детьми.
Дети, как правило, не имеющие опыта разрешения конфликтов, и тем более, не осознающие процессов своего взросления и постепенного вхождения во взрослый мир. не могут самостоятельно выйти из той или иной жизненной ситуации. Родители, которых так же, как и нынешних детей, никто не учил, каковы причины тех или иных проблем детей и каким образом можно успешно разрешать конфликты, приобретая и наращивая опыт и знания, часто совершают ошибки, иногда - непоправимые. Даже опытные педагоги подчас допускают промахи при разрешении конфликтных ситуаций.
Создавшаяся ситуация актуализирует проблему владения соответствующими знаниями, навыками и технологиями раннего распознавания и эффективного разрешения возникающих конфликтов, самостоятельно или при помощи внешних воздействий всеми субъектами образовательного процесса.
Для улучшения положения могут использоваться, как известные и применяемы* технологии, так и новые, до настоящего времени используемые в незначительной степени. Одна из таких технологий -технология общественно активных школ,1 построенная на четырёх основных элементах:
• формирование низкоконфликтной школьной среды - работа во внутришкольном конфликтном пространстве (разрешение конфликтов, осуществляемое путём внедрение инновационных технологий построения толерантных и взаимоуважительных отношений и школе;
• демократизация процессов управления школой (повышение прозрачности механизмов управления, принятие и реализация жизненно важных для школы решений вовлечение детей в процессы управления и вовлечение родительского сообщества в жизнь школы и расширение ресурсного обеспечения её жизнедеятельности за счёт внедрения инновационных социальных технологий);
• содействие формированию у ребёнка потребности в непрерывном обучении и течение всей жизни (так называемой стратегии lifelonglearning) - опять же через:
• совокупность вовлекающих в самостоятельную деятельность интерактивных социальных технологий.
• активизация школы как общественно-просветительского и социально ответственного учреждения во внешней сфере деятельности (разработка и реализация действий, направленных на сотрудничество с окружающим школу местным сообществом: партнёрство с органами власти, жителями, бизнесом, общественными и другими некоммерческими организациями).
Наша школа вступила на путь инновационного развития в 2005 году. Участвуя в Программе поддержки МОУ ДПО «Информационно-образовательного центра» - «Имидж школы на рынке образовательных услуг» ОУ осуществило попытку описать свое «лицо», определить его привлекательные стороны и проблемные места. Описание школы с позиции привлекательности для потребителя (заказчика) привело к осознанию необходимости развиваться, соответствовать запросу социума. Педагогический коллектив работал над созданием в школе экологически чистого образовательного пространства.
В 2008-2009 годы ОУ уже в статусе инновационной площадки по теме: «Экологизация процесса обучения в системе внутришкольного управления» прдолжило работу в этом направлении по трём блокам: экологизация управления, экологизация обучения, экологизация воспитания. В основу была положена технология общественно активных школ. Итогом деятельности стало создание и внедрение « Модели управления ОУ в рамках преобразований в системе образования на федеральном уровне».
В 2010-2011 годы школа реализовывала инновационный проект «Социальное закаливание обучающихся МОУ СОШ №36».
Перед педагогическим коллективом ставилась задача - повышение самостоятельности, автономности учащихся, как главного условия его взросления. Очевидна истина, что у ребёнка чаще всего возникают проблемы, когда он выпадает из поля зрения взрослых. Постоянный контроль невозможен и вреден т.к. способствует превращению ребёнка в инфантильного субъекта не способного взять ответственность не то, что за других людей, своих детей, престарелых родителей и близких, но даже за самих себя. Необходимо было постепенно, поэтапно подключать самого подростка к активности в сфере самоконтроля, самоанализа, самосознания. Ведь хорошо известно, что истинное знание приходит не только с усвоенной информацией, но и по мере выработки практических навыков, путем повседневного использования, которое со временем становится для человека естественным, органичным и, по существу, рефлекторным.
В ходе реализации проекта работа с обучающимися включала в себя: правовое воспитание, профилактика правонарушений, профилактика употребления ПАВ. Работа с родителями: формирование положительной мотивации к активному взаимодействию со школой в вопросах социальною закаливания обучающихся, правовое просвещение, совместная деятельность с педагогами, актуализация и систематизация знаний по социальному закаливанию, обучение новым формам и методам работы по данному направлению. С социальными партнерами: создание системы активного взаимодействия в рамках деятельности по профилактике асоциального поведения подростков.
Поставленные перед социальными партерами цели, определили не только содержание их деятельности, но и подбор инструментария из форм, методов, ресурсов, способствующих результативности социального закаливания.
Приведем ряд примеров.
Взаимодействие с ГУ ЯО СРЦ «Наставник» осуществлялось на содержательном и методическом уровне со всеми субъектами образовательного процесса. В начале каждого учебного года составляется план совместной работы, который содержал следующие формы деятельности:
• обучение классных руководителей (семинары, лекции, тренинги);
• информирование родителей (родительские собрания);
• психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся и родителям (тренинги, индивидуальные консультации, занятия с психологом).
• профилактика злоупотребления ПАВ и пропаганда ЗОЖ среди подростков (лекции, деловые игры);
• правовое воспитание и правовая защита обучающихся (занятия с юристом: лекции консультации).
Деятельность. инспектора по делам несовершеннолетних и специалистов КДН и ЗП была нацелена на тех детей и подростков, у которых уже были определённые проблемы с поведением.В школе в системе ежемесячно проходили заседания Совета профилактики совместно с работниками СРЦ «Наставник- и инспектором по делам несовершеннолетних ОП «Волжский». Задачами Совета профилактики являлись:
• профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе.
• профилактика табакокурения, алкоголизации и наркотизации в подростковой среде;
• обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами представителями лечебно-профилактических учреждений, муниципальных организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушении защиты прав детей;
• оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания детей;
• раннее выявление детей с девиантным поведением;
• работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
• работа с детьми старшего и среднего звена, имеющими проблемы с поведением и успеваемостью
По результатам заседания Совета профилактики дети и их родители получали направления на консультацию к психологам для устранения существующих проблем. В семьи, находящиеся в социально опасном положении, выходили работники КДН и ЗП совместно с инспектором по делам несовершеннолетних для оценки ситуации на месте и оказания конкретной помощи. В случае отсутствия заинтересованности родителей в успешности своих детей, невыполнении ими родительских обязанностей направлялись документы на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В 2009/2010 году на учете в КДН и ЗП не состояло ни одного обучающегося МОУ COШ№36. На внутришкольном учете находилось 3 обучающихся. Отсутствовав в школе ученики в системе пропускающие учебные занятия. В процессе реструктуризации системы образования города Рыбинска было проведено слияние МОУ СОШ № 36 и ООШ № 31 , а так же перевод воспитанников коррекционного д/д № 79 из МОУ СОШ № 17. В результате чего количество обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП в категории «Семья, находящаяся в социально опасном положении» составило 5 человек. Впервые появились обучающиеся, находящиеся на учете в категориях: «Безнадзорные» - 2 человека, «Употребляющие одурманивающие вещества» - 1 человек, на внутришкольный учет было поставлено 15 человек. Изменение контингента учащихся повышало значимость проводимой работы.
Большую помощь в обучении педагогических работников и обеспечении необходимой литературой по теме «Социальное закаливание обучающихся МОУ СОШ № 36» оказывал МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр». Классные руководители прошли курсовую подготовку по темам: «Проблемы подростков XXI века» (2011 г.), «Эффективное развитие конфликтных ситуаций в практике педагогической деятельности» (2012 г.). Принимали участие в семинаре «Социально-воспитательные технологии, способствующие социальному закаливанию обучающихся».
Самыми значительными партнерами стали родители, которым были делегированы полномочия в управлении школы через участие в работе совета школы и родительского комитета. Они входили в состав инициативной группы, разрабатывающей Программу развития школы, а затем Программу социального закаливания обучающихся МОУ СОШ № 36. Являлись непосредственными организаторами и участниками всех школьных дел.
В результате совместной деятельности мы получили учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.
Многообразие таких форм работы как индивидуальные беседы, лекции, дискуссии, экскурсии, встречи с врачами специалистами, обзоры периодической печати, просмотры видеофильмов, используемых социальными партнерами, предоставляли обучающимся необходимую информацию для их подготовки к освоению тех или иных социальных ролей..
Акции милосердия, трудовые десанты, туристические слеты, работа в летних лагерях отдыха и по благоустройству микрорайона, волонтерская деятельность являлись теми социальными пробами, которые погружали ребенка в определенную деятельность, требующую от него использования ранее полученных знаний при принятии решений, волевых усилий, контакта с представителями социума.
Важной составляющей социального закаливания в ОУ стало использование форм, воссоздающих условия реальной жизни, ставящие ребенка перед необходимостью осмысливать жизненную проблему, учитывать последствия любого решения, предопределить возможные изменения в окружающей среде и желательные перемены в самом себе - тренинги, ролевые и деловые игры, практикумы. Знания ребенка, систематически закрепляемые практикой, способствовали его социальной иммунизацией, определяли его готовность к жизни в современном мире.
Таким образом, наличие коллегиальности, взаимной заинтересованности, системности во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров позволило успешно реализовать проект «Социальное закаливание обучающихся МОУ COШ №36. 2011-2012 гг.». Вопрос проведения работы по данному направлению не утратил своей актуальности.
В 2013-2014 гг. школа продолжила инновационную деятельность в статусе муниципальной инновационной площадки по теме: «Механизмы развития общественной инициативы как фактор повышения эффективности управления образовательным учреждением». Стратегической целью реализуемого проекта стало создание условий для принятия эффективных решений с целью повышения эффективности управления образовательным учреждением.
Для достижения поставленной цели стратегическая команда предложила определенный маршрут действий, которые легли в основу задач проекта:
• сформировать новый ценностный консенсус, включающий ценности доверия, солидарности, добродетельности, продуктивной культуры, конструктивной социальной активности, культурного многообразия, уважение принципов демократии и прав человека;
• создать условия для роста инициативы всех участников образовательного процесса с целью повышения эффективности управления учреждением;
• обеспечить, информационную открытость школы, как механизм повышения уровня мотивации к участию и деятельности органон государственно-общественного управления;
• организовать всеобуч для всех участников образовательного процесса с целью повышения уровня правовой культуры и правосознания необходимые для участия в управлении образовательным учреждением
Одной из составляющих данного проекта стало создание Школьной службы примирения с целью формирования гуманной и бесконфликтной среды в образовательной организации, социализации учащихся. Деятельность Службы должна была помочь ребятам более конструктивно смотреть на жизнь и облегчить собственный поиск поведения в той или иной жизненной ситуации. Дети через коммуникационные процедуры получали возможность научиться более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали основанием и побудительным импульсом для того или иного поступка. Приобретали опыт публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и выработки других, существенных в современной жизни навыков Кроме того, само присутствие подобного института, осуществляющего непрерывную общественно значимую деятельность в ОУ стало фактором оздоровления обстановки в школе и в её социуме в целом . Кроме того приобретение опыта содействия, примирению могло стать и первым шагом для формирования представления учащихся о своём профессиональном будущем.
В состав Школьной службы примирения вошли представители администрации школы, педагогического и ученического коллективов школы. Работа проходила поэтапно.
На подготовительном этапе в ходе родительских собраний, педагогического совета, классных часов, было осуществлено ознакомление участников образовательною процесса с медиацией как средством разрешения и предотвращения спорных и конфликтных ситуаций в школьной среде. Проведено анкетирование учащихся, родителей и педагогов ОУ на предмет отношения их к созданию «Школьной Службы Примирения». Результаты анкетирования подтвердили необходимость её создания.
Рабочая группа, в состав которой вошли педагоги, родители, учащиеся разработала модель ШСП МОУ СОШ №36, Устав ШСП и Положение о ШСП.
В ходе реализации проекта была сформирована Школьная служба примирении из числа педагогов и учащихся. Их обучение осуществлялось с привлечением специалистов МОУ ДПО «Инновационный образовательный центр» и СРЦ «Наставник».
Для придания гласности своей деятельности члены ШСП выступили во всех классах с информацией о работе «Службы», оформили стенд, разместили материалы на сайте школы. Для всех учащихся - членов ШСП были изготовлены футболки с ее логотипом.
Выявлению фактов конфликтов в ОУ помогал «конфликтный ящик», размещенный в вестибюле школы, куда каждый ребёнок мог поместить письмо с описанием своей проблемы. За 2013-2014 годы было проведено 30 примирительных процедур (уровни, «ученик-ученик»). Их результаты фиксировались в Журнале учёта примирительных мероприятий и Протоколах примирительных мероприятий.
Мониторинг востребованности деятельности ШСП и удовлетворённости результатом проводимых примирительных процедур проведённый на этапе рефлексии подтвердил необходимость её функционирования.
Анализ обращений в ШСП показал, что существует необходимость разрешении конфликтов уровней «ученик-учитель», «ученик-родитель», «ученик-класс» требующих более высокой медиативной компетентности от ее членов, освоения новых форм проведения примирительных процедур.
В 2015 году Служба примирения МОУ СОШ №36 вышла на новый этап развития. Был разработан проект «Взаимодействия Школьной Службы Примирения с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как ресурс формирования гуманной и безопасной среды в образовательном учреждении». Его целью стала разработка и апробация модели взаимодействия Школьной Службы Примирения с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних (далее система профилактики). Для достижения этой цели ОУ было необходимо организовать взаимодействие с учреждениями системы профилактики, повысить медиативную компетентность членов ШСП, внедрить новые формы проведения примирительных процедур, обучить родителей и учащихся навыкам выхода из конфликтных ситуаций. В ходе реализации проекта в 2015-2016 гг. была проведена работа по каждому из этих направлений.
Создана новая модель ШСП, в состав которой (по согласованию) вошли специалисты ТКДН и ЗП. и СРЦ «Наставник». Составлен план работы ШСП с учётом использования их ресурсов. В процессе разработки модели возникли проблемы с определением правовых основ включения специалистов субъектов профилактики в ШСП. Был изучен опыт регионов по этому вопросу и нормативные акты Федерального значения, проведено обсуждение на уровне руководителей учреждений, разработаны дополнительные нормативные акты регламентирующие деятельность ШСП.
Для повышения медиативной компетентности членов ШСП был заключён договор с ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. В соответствии с ним проведена экспертиза программы обучения учащихся - членов ШСП «Школьная, медиация», разработанная психологом школы с учётом психологических особенностей учащихся 7-10 классов. Программа рассчитана на 20 занятий. Каждое из них включает теоретическую и практическую часть. Содержание программы охватывает следующие темы: конфликты, коммуникация, толерантность, медиация, эмоции. Оказана помощь в разработке методических материалов для проведения занятий с учащимися.
В 2016 года школьный психолог Брагина Т.А. осуществила обучение новой группы учащихся-медиаторов, которые в 2017 году подключились к деятельности ШСП. Для медиаторов из числа педагогов и родителей провела практические занятия по освоению методики проведения «Кругов сообществ».
Служба примирения стала неотъемлимой частью школы. Её деятельность востребована и приносит свои результаты. Об этом говорят обращения за помощью в разрешении конфликтов и атмосфера в школе. В перспективе планируем разработать программы и обучить родителей-медиаторов и педагогов-медиаторов. Это позволит перейти к разрешению конфликтов «Учитель-ученик», «Учитель –родитель», «Родитель-ребенок».