Современное общество, характеризующееся социальным расслоением, ослаблением роли семьи как фундаментального института общества, стабильно высоким уровнем асоциальных проявлений, усиливающимися миграционными процессами, остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации направлен на решение этих задач в работе с детьми.
По результатам федерального мониторинга во всех образовательных организациях на 01.09. 2017 года созданы службы школьной медиации (далее СШМ), но их деятельность носит формальный характер.
Причины данной ситуации очевидны:
1. отсутствие нормативно-правового, программно-методического сопровождения деятельности СШМ;
2. отсутствие инструментов по организации служб медиации;
3. отсутствие квалифицированных кадров - медиаторов;
4. ограниченность образовательных учреждений, обучающих специальности - медиатор;
5. ограниченность финансовых средств в ОО, необходимых для обучения кадров.
В нашей школе (МОУ СОШ №36 города Рыбинска) деятельность по организации СШМ ведется с 2015 года. Работа проделана большая, но формальный характер существования Школьной службы примирения (так данная служба называлась в нашей школе), нам также не удалось избежать. Не смотря на информационность всех участников образовательных отношений о целях Школьной службы примирения, количество обращений в период с 2015 по 2016 год равно нулю.
Это вовсе не означает, что в нашей школе нет конфликтов.
МОУ СОШ №36 располагается в локальном, удаленном от центра микрорайоне Переборы. Промышленные предприятия, находящиеся на его территории работают не на полную мощность, что вынуждает молодые семьи переезжать в другие районы, а выпускники школы после окончания ВУЗов в других городах редко возвращаются домой. Низкие цены на жилье привлекают в микрорайон людей пожилого возраста и трудоспособного населения с проявлениями асоциального поведения (подобные локальные микрорайоны есть во всех МР Ярославской области).
В школе обучается более 600 воспитанников, 20 человек состоят на внутришкольном учете, за учебный год более 63 учащихся с их родителями (законными представителями) были приглашены на заседания Совета профилактики, 8 человек состоит на учете ТКДНиЗП, а число обращений к администрации для разрешения разного рода конфликтный ситуаций превышает полутора сотен.
Проведя опрос участников образовательных отношений, к причинам, способствующим формальному существованию СШМ, мы добавили следующие:
1. участники образовательных отношений не имеют нужного уровня знаний о медиации как инструменте разрешения конфликтных ситуаций;
2. отсутствие у учащихся, родителей (законных представителей), педагогов компетенций о конструктивном взаимодействии т.к. инструментами разрешения конфликта были названы: обращение к администрации школы, в полицию; «разборки» после уроков; уклонение от конфликта (всё перечисленное не является инструментами решающими конфликтную ситуацию с помощью конструктивного взаимодействия участников конфликта, более того, силовое решение конфликта лишь усугубляет ситуацию).
Отсюда нами была сформулирована основная проблема, объясняющая формальный характер деятельности СШМ:
«Не понимая сути конструктивного взаимодействия, не имея компетенций в области конфликтологии, медиация – как инструмент разрешения конфликтных ситуаций будет оставаться инородным нововведением, не принимаемым участниками образовательных отношений».
Основная идея проектного решения: внедрить новую модель СШМ – Центр медиации, который предоставляет комплекс услуг на основе эффективных экономических отношений.
Просветительская площадка Центра медиации реализует разработанные проектной группой программы, направленные на формирование компетенций конструктивного взаимодействия. Механизм осуществления просветительской деятельности:
1. внеурочная деятельность (для учащихся начального и основного уровней обучения);
2. дополнительное образование (кружок) (для учащихся среднего уровня обучения);
3. лекторий для родителей;
4. цикл тематических семинаров
Обучающая площадка Центра медиации реализует разработанную программу внутрифирменного обучения «Школьная медиация». Данной услугой могут воспользоваться учащиеся 7-11 классов, которые по окончанию обучения включаются в деятельность Центра на всех трех площадках в следующих качествах:
· медиаторами, при разрешении конфликтных ситуаций уровня «ученик-ученик»;
· лекторами, в процессе реализации просветительских программ Центра;
· тьюторами, в процессе обучения новой группы учащихся-медиаторов.
Важным условием для обучающихся по программе «Школьная медиация» является обязательное их участие в одной из предлагаемых просветительских программ в рамках деятельности Центра медиации в роли слушателя.
Обучающая площадка дает возможность пополнять число медиаторов – учащихся, т.к. имеет место быть ежегодный отток (выпускники 9-х, 11-х классов, покидающие школу).
Механизмом стимулирования участия учащихся в деятельности Центра медиации стала фиксация баллов в индивидуальной книжке волонтера.
Заказчиками третьей площадки – площадки медиации, могут стать все участники образовательной организации. Основными инструментами проводимых на ней примирительных процедур являются: восстановительная медиация, семейная конференция и круги сообществ. Процедуры проводят - специалист, имеющий квалификацию медиатора и медиаторы – учащиеся, обученные по программе «Школьная медиация».
Для эффективности деятельности Центра медиации проектное решение предлагает организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций локального микрорайона. Это даст возможность минимизировать следующие риски:
1. отсутствие финансов для обучения нужного количества специалистов необходимых для квалифицированной деятельности Центра медиации и стимулирования его сотрудников;
2. отсутствие в Центре квалифицированного специалиста – медиатора.
Реализация проекта обеспечит дальнейшее формирование развивающей образовательной среды, и, как следствие этого, ожидаются следующие эффекты:
· формирование позитивного образа общеобразовательных учреждений;
· достижение обучающимися высокого уровня социальной зрелости, повышение их конкурентоспособности на рынке труда;
· снижение психологической и социальной напряженности в детской, подростковой и молодежной среде;
· повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образовательного процесса.
Несмотря на то, что данное проектное решение носит социально значимый характер и все программы разрабатываются и реализуются с целью решения жизненно важных для общества проблем, а не для получения экономических эффектов, все же мы включили финансовые механизмы в деятельность Центра медиации и предлагаем на платной основе оказание услуг для социума микрорайона. Это позволит привлечь внебюджетные средства, которые позволят осуществлять деятельность Центра медиации на основе самофинансирования.
Перспективами развития данного проекта могут стать:
- межведомственное взаимодействие всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.